Скачать
Картотека наблюдений
kartoteka_nablyudeniy.doc
Microsoft Word документ 384.5 KB

 

           Консультация  для  воспитателей

 

  «Что такое экспериментирование»

 

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Экспериментирование  как основной вид поисковой деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

У ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две ситуации.

1. Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.

2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно,  необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации при решении определенных задач, имеет тенденцию распространяться и на другие ситуации, в том числе достаточно простые. Поэтому наиболее актуален вариант, когда «высокая поисковая активность,  направленная на решение определенных задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незнакомых ранее ситуациях.

         О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

Критика- враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.

Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельны в поиске решения.

На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.

С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).

Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно  - речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

 

 

 Дружеские  отношения  взрослых  и  детей  в  семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка

 

Одинаковых семей не существует. В каждой семье традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность – ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба – это отношения равных. А взрослые, воспитывая своих детей, не могут ровнять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.                                                             

Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относятся к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер. (Детей ласкать нельзя – они распускаются.). У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера ребенка. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям. Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: «ты всегда делаешь то, что нельзя». «Ты никогда не делаешь так, как нужно».

Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят: «Ты должен трудиться. Мы же трудимся». Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручения, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающие у сына или дочери чувство личной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах и упрямстве.                                                                                                                                             «Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет, - говорят иные родители. – Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него спрашивать». В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.

 Основой воспитания положительных черт характера ребенка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Как же возникает дружба? Нам часто кажется, что дети еще малы и наших переживаний и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые  формируют нравственность ребенка, важные черты его характера.

Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае – своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы вечером, о своей усталости и попросить его: «Помоги мне, сынок!» Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придется взывать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своем чувстве стыда за совершенную ошибку. Только при доверительном общении взрослого и ребенка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей.

В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.              

                                               А.С. Макаренко.

 

Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.                                  

                                              А.С.Макаренко.

 

Истинная сущность воспитательной работы … заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи,  вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.                                

                                                А.С. Макаренко.

 

  «Что такое авторитет родителей?»                                                               

  Авторитет заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и превознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.

 

                            Авторитет родителей

Приходилось ли вам задумываться над тем, почему мы считаем семью воспитывающим коллективом? В последнее время говорят и пишут о воспитательных возможностях семьи. Проанализируем вместе эти возможности.

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.

Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринужденности, образуют доверительные, спокойные  отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает.

Однако любовь и уважение – не единственное условие семейного воспитания, способствующее образованию авторитета родителей. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, сложились эмоционально – нравственные отношения между всеми членами, многое зависит от личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, забота об успехах своего коллектива, радость трудовым успехам, общественная активность – все это происходит незамеченным для ребенка.

Если у отца или матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей или одного из них выражается обычно в невыполнении ребенком требований взрослого, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребенком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребенок сел на голову». В других семьях складывается противоположный стиль воспитания, когда родители начинают применять физическую силу. Отрицательная сила воздействия такого приема общеизвестна.

Как быть? Заслужить авторитет у детей очень трудно: искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе, навязывая ему свою позицию: «Я – мать», «Я – отец». Такие призывы не получают отклика в душе ребенка.

Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. В процессе труда выявляются отношения друг к другу, к труду, к труду рядом работающего.

Итак, авторитет взрослого зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.

 

 

 

       ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                 «Авторитет  -  основа воспитания»

1.                Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

2.                Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.

3.                Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

4.                Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

5.                Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

6.                Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца и матери (занятия спортом, рукоделие, коллекционированием и др.).

7.                Детей дошкольного возраста недаром называют «ПОЧЕМУЧКАМИ». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

8.                Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

9.                С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.

 

 Что такое «ХОРОШО и что такое  «ПЛОХО»? 

                       

 А.С.Макаренко подчеркивал, насколько важен период дошкольного возраста в становлении личности. Он советовал родителям :  «В этом возрасте необходимо дать прочные нравственные установки поведения: отношение ко взрослым и родителям, бабушке …   всегда доброжелательное , нежное. Умение поделиться с детьми конфетой, игрушкой …»

 

Ребенок, еще только постигает, что такое «ХОРОШО» и что такое «ПЛОХО», и случается, он невольно путает, что достойно одобрения, а что осуждения, что любить, и что ненавидеть, над чем смеяться, а чему сочувствовать. И кто, как не мы, обязаны дать понятие «О добре и зле». Иначе подрастая, он не сумеет правдиво оценивать что, его окружает, с чем соприкасается он в своей жизни. И главное, не сумеет осознанно относиться к своим поступкам.

Помните ли Вы, что быть родителем – это значит быть воспитателем собственного ребенка! Нравственное воспитание детей начинается с воспитания самих себя, значит самих взрослых.

Совершенствование личности тех, кто своим примером обязан формировать детскую душу, - условие, непременное для каждого родителя.

Растущий человек практикой постигает, что значит поступать правильно. Наша задача – помогать ему, приобретать опыт положительного поведения. Ведь ребенок то и дело оказывается в трудных ситуациях, когда он не знает как поступить. Помощь взрослых заключается и в том, чтобы предупреждать детские ошибки, не давая возможности ребенку «тренироваться» в моральных поступках.

Хотят ли они, нет, но взрослые оказывают сильное влияние на ребенка всей своей жизнью, своим отношением к близким, к окружающим людям, к своей работе, к вещам. Недаром говорят: «Дети – зеркало родителей». В семьях, где нравственно благоприятный климат, где всему отрицательному можно противопоставить весь уклад жизни, культурный быт, отношения взрослых, общий трудовой тонус, - там воспитание идет успешнее, да и профилактика против нежелательных проявлений в ребенке легче осуществляется: всякие отступления от норм в такой обстановке «режут глаз». При соответствующем руководстве нравственным развитием в такой обстановке быстрее и более прочно усваиваются растущим человеком понятия о «ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ».

От нас взрослых зависит, какими нравственными категориями ребенок мыслит, какими глазами видит мир, чему он радуется и удивляется, что вызывает в нем сочувствие и ненависть. 

                                     Вежливость

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.     Сервантес

В отличие от детского сада, где ребенок воспитывается в обществе сверстников, семья располагает несколько иными воспитательными возможностями, обусловленными особой теплотой родственных чувств и отношений и потому незаменимыми по силе воздействия. Родители должны последовательно усложнять требования к детям с учетом их возрастных возможностей. У них должны быть сформированы такие качества, как самостоятельность в различной деятельности. Забота о чистоте т опрятности – первый признак культуры ребенка. Он должен содержать в порядке игрушки, книги, игры.

Истинным авторитетом у своих детей пользуются те родители, которые понимают, знают их желания. Родители своим собственным поведением должны показывать детям примеры скромности, честности, доброжелательности. Вежливость украшает человека и является одной из наиболее привлекательных черт характера.

Вежливость человека должна быть основана не на внешних формах поведения, а на искренности, правдивости, честности. У культурного человека должны быть выработаны манеры, привычки, которые всегда и везде выражали бы его высокую внутреннюю культуру.

 

Прежде всего – надо ребенка любить. «Ну это так просто!» - решит кто-то. Действительно, о родительской любви говорят часто как о чем-то само собой разумеющимся ( а порой даже неодобрительно – мол, мешает она «трезвому» взгляду на свое чадо). Между тем, если положить руку на сердце, кто из нас не грешен в том, что в какие-то моменты жизни давая пересохнуть роднику живой, бескорыстной любви к ребенку? Легко любить тогда, когда любовь приносит только радости. Но дети не всегда радуют нас. Они бывают непослушны, они совершают проступки, они лгут. Естественное дело, мы огорчаемся. Но плохо, когда с этим огорчением угасает любовь к ребенку. Самое печальное, когда родители начинают меньше любить своего малыша, потому, что он, на их взгляд, оказывается «ХУЖЕ» других детей (не так смышлен, не так ловок) или потому, что он не оправдывает в чем-то их надежд. Мы должны любить детей не за то, что они «хорошие», а просто за то, что они есть, за то, что они наши дети. И не верьте тем, кто будет говорить вам, что это «слепая», «биологическая» любовь. Нет, культура любви к ребенку – самое человеческое, что можно себе представить. Дети, постоянно, уверенно ощущающие любовь близких, растут под знаком доверия к миру – они знают, что о них заботятся, что они защищены, защита эта и забота скорее всего помогают им развернуть лучшие свои силы и качества. Те же, кто был в детстве лишен живой, родительской любви, чаще всего склонны вести себя более жестко, сухо, рационально и по отношению к своим детям и к родителям.

Мы и наши дети. Как мы строим отношения с ними?

Стараемся ли находить наиболее удачный подход, считаясь с их возможностями, настроением, конкретной ситуацией? Предусматривают ли наши требования уважение к растущему человеку? Обычно любовь к ребенку нам дается легче, чем уважение к нему. Да это и понятно: не любить свое дитя противоестественно. К тому же малыш так забавен и неотразим в своих проявлениях, что не любоваться и не умиляться им просто невозможно.

Что касается поиска подходов, основанных на уважении к нему, то он так мал и неопытен, что по нашему мнению, должен повиноваться любому нашему указанию! Мы убеждены: мы всегда правы, ведь мы богаты опытом. Мы и не замечаем, что в этом случае выступаем в роли диктатора, а  ребенок – посильного исполнителя.

 

Но многого ли стоят такие отношения, если растущий человек лишен возможности обретать опыт нравственной самостоятельности?! Проявлять чувство меры и любви, любви и требовательности, доброты и строгости – вот что прежде всего необходимо.  И еще: важно в малыше видеть развивающуюся личность . А это значит считаться с его самолюбием и человеческим достоинством, верить в его возможности и умение понимать нас, доверять его самостоятельности и стремлению быть хорошим, относиться серьезно к его увлечениям и понимать его внутренний мир. Одним словом, относиться к нему так же уважительно, как ко взрослому человеку, но не забывать об особенностях детства. Разве все это не подсказывает соответствующий подход к растущему человеку? Педагогическое воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный, с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации: если между большим и маленьким существует душевный контакт и взаимопонимание если малыш видят перед собой авторитетного взрослого,  а это  отнюдь не последнее условие – авторитет взрослого, и если все взрослые соблюдают единство требований в подходе к нему, если ребенок растет в обстановке положительных внутрисемейных отношений, если в подходе опираются на его сильные стороны.