Что надо знать родителям о ФГОС.

 

В настоящее время многих родителей дошкольников, наслышанных об образовательной реформе, волнуют вопросы, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ДО), вызывая у них тревогу и опасения. Что такое ФГОС ДО? Почему появился новый документ? Какие изменения происходят в работе детского сада в связи с введением ФГОС ДО?

Стандарт для ДОО  - это требование  нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего  образования.

Ранее действовали ФГТ( Федеральные государственные требования), но с 1 января 2014г этот документ отменили.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: нужно ли в соответствии  с новыми требованиями  строить систему дошкольного образования заново, и если нет, то какие изменения должны претерпеть  складывающаяся десятилетиями теория  и практика дошкольного образования?

Чтобы понять, каковы условия успешной реализации ФГОС ДО , какие трудности и преобразования ожидаются нас, необходимо рассмотреть  его детально.

В ФГОС ДО предлагаются специфичные для периода детства  принципы дошкольного образования, которые ранее не упоминались  в ФГТ:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства ;

- Обогащение ( амплификация) детского развития;

- индивидуализация дошкольного образования;

- учет этнокультурной ситуации развития  детей и др.

Изучение этих принципов должно стать одной из важных задач  работы ДОУ на этапе введения ФГОС ДО.

Опираясь на фундаментальные закономерности развития ребенка, ФГОС ДО вводит в деятельность ДОУ ряд принципиально новых моментов. Например: В документе выделены :

 Направления развития детей

если раньше ( по ФГТ) было 4 направления развития ( познавательно – речевое , социально – личностное, художественно – эстетическое, физическое, то за счет разделения познавательно – речевого развития  на два   в ФГОС  указано 5 направлений: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое.

В ФГОС  ДО произошла принципиальная замена понятий:   социально – личностного направление заменили  на социально – коммуникативное;  если первое можно считать реализованным, если ребенок вежлив, спокоен и послушен. Второе предполагает формирование  у детей активной позиции – наличия собственного мнения, способности договариваться, спорить, обосновывать свою точку зрения, при необходимости  бороться за нее, причем осуществлять это в корректной форме. (как предусмотрено в п. 4.6 « Целевые ориентиры».

Виды детской деятельности

В обоих документах ( ФГТ и ФГОС) виды деятельности одинаковы ( игровая, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд ( в помещении и на улице), конструирование из различного материала, изобразительная , музыкальная с той разницей , что во ФГОС ДО они описаны более детально, и добавлена двигательная деятельность .

Образовательные области

В ФГТ выделялось 10 образовательных областей в ФГОС ДО 5 образовательных областей (социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое).

.Если говорить о Программах реализуемых в ДОУ то

(Разработка программы)

В ФГТ предполагалось, что каждое учреждение разрабатывает Образовательную программу самостоятельно. В ФГОС ДО установка иная:

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы».

Программа может содержать коррекционный раздел, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья».

 «2.2 Структурные подразделения  ( т.е группы) в одной Организации могут реализовывать разные программы», с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей»

Цели программы

Традиционно целями образовательной программы считались всестороннее развитие ребенка, но  во ФГОС ДО отказываются от этого расплывчатого  термина и рекомендуют развивать детей в пределах основных образовательных областей: (т.е в 5 направлениях : речевом, познавательном, социально – коммуникативном, художественно эстетическом и физическом) в пункте « 3.1. ФГОС это  написано так: Условия реализации Программы должны обеспечивать  полноценное развитие  детей во всех основных образовательных областях». В пункте «3.2.1.ФГОС отмечено:  Отношение к раннему и опережающему развитию негативно

 НЕДОПУСТИМО как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей».

 

 

(Интеграция образовательных областей)

Мы уже сказали о том, что Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях».

Однако это не означает , что каждое занятие должно быть интегрированным. ФГОС ДО предполагает разумный подход  к идее интеграции, не отрицает ее, но и не принуждает интегрировать  все во всем.

Формы реализации Программы

Как мы помним, ФГТ предлагали осуществлять  планирование работы в трех формах: « Непосредственная образовательная деятельность», « образование в свободной деятельности», « образование в режимных моментах». ФГОС ДО дает большой простор для педагогического творчества:

«1.2…. написано, что… Программа  реализуется  >  В ФОРМЕ ИГРЫ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ФОРМЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ».

В пункте  « 3.2.5. ФГОС-  особое место отводится взаимодействию с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания  образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

2.5. Прграмма может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации».( т.е . с поступления ребенка в ДОУ и до его выпуска из ДОУ

Развитию детской самостоятельности ФГОС ДО тоже отводится много внимания

Эта тема прослеживается, начиная со структуры Программы и заканчивая целевыми ориентирами: …. Организация образовательного пространства…. Должна обеспечивать   возможность самовыражения детей  поддерживать  детскую инициативу.

У детей должна быть  возможность выбора  материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения» и т.д.

т.е. ребенок сам выбирает с кем ему играть, в какие игры, какой материал ему понадобиться при этом .

Если  в раннем возрасте ребенок стремится  проявлять самостоятельность  в бытовом и игровом поведении. То, в старшем возрасте  ребенок проявляет инициативу и самостоятельность  в разных видах деятельности. Например: захотел  ребенок поэкспериментировать с водой, или попутешествовать по карте, или провести опыт с землей и песком- Добро пожаловать в уголок экспериментирования.( где для этого с помощью педагогов и родителей созданы все условия.)

Кстати , если говорить о Познавательно – исследовательская деятельности детей, то

Данный пункт является принципиально новым. Об  этом говорится во всех разделах рассматриваемого документа, при чем подчеркивается : познавательно – исследовательская деятельность  реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста.

« 2.7. В раннем возрасте ( 1 год – 3 года) – предметная деятельность и  игры с составными и динамическими игрушками;  экспериментирование с материалами и веществами ( песок, тесто, вода и пр)»; для детей дошкольного возраста ( 3-8 лет) – ряд видов деятельности, таких как …познавательно – исследовательская ( исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)..».

3.3.4. Организация образовательного пространства …( в здании и на участке) должны обеспечивать …  познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников , экспериментирование с доступными детям материалами».

В пункте «4.6.ФГОС , где говориться о целевых ориентирах  образования  написано, что в младенческом и раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами  и активно действует  с ними». В старшем возрасте « ребенок… склонен наблюдать, экспериментировать».

 Много лет Диагностика использовалась педагогами как инструмент выявления уровня ЗУН детей.

 ФГОС ДОО выделяет две формы диагностики и четко определяет свое отношение к каждой из них. Это – психологическая и педагогическая диагностика.

Психологическая  диагностика

Цель – помочь педагогу понять внутреннее состояние конкретного ребенка и особенности его психологических процессов, поэтому диагностика проводится :

- только при необходимости ( если без диагностики педагог не может понять психологическое состояние ребенка;

- только квалифицированными специалистами,

- только с согласия родителей

 Во ФГОС ДО это пункт 3.2.3.

 

Педагогическая диагностика

Задача – установить эффективность тех или иных способов воздействия педагога  на конкретного ребенка. Она проводится в том случае, если без  нее педагог или родитель не могут понять причину неэффективности  своих педагогических воздействий. Но педагогическая диагностика не является формой проверки усвоения ребенком программного материала.

« 3.2.3. при реализации Программы  может проводиться оценка индивидуального развития детей… в рамках пед. Диагностики ( связанной с оценкой пед. Действий и лежащей в основе  их дальнейшего планирования)».

Результаты пед. Диагностики могут использоваться  исключительно для…

1.      Индивидуализации образования… построения его( ребенка) образовательной траектории);

2. Оптимизация работы с группой детей».

Диагностика знаний детей

К диагностике знаний ФГОСДО относится резко отрицательно. Теоретическое обоснование этой точки зрения дается в п.4.1.: « Специфика дошкольного детства… высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность  и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования ( необязательность  уровня дошкольного образования, отсутствие возможности вменения ребенку какой либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка  дошкольника конкретных образовательных достижений».Выступая на круглом столе , председатель комиссии по разработке ФГОС ДО А.Асмолов  высказался еще более четко: « Никакого тестирования, аттестации, проверки знаний не будет».

Вместо интегративных качеств которые по ФГТ должны были развиты у подготовишек к концу дошкольного детства в ФГОС появились

Целевые ориентиры

Конечной целью деятельности ДОО выступает не приобретение детьми определенной суммы знаний, а формирование определенных черт  и свойств личности ребенка. Данное положение закреплено в разделе IV. Для примера приведем некоторые выдержки из п.4.6):

 «Ребенок овладевает   культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

 Обладает установкой на положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и себе, обладает чувством  собственного достоинства.

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности ,прежде всего в игре.

Достаточно хорошо владеет устной речью ,может выразить свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.

Развита крупная и мелкая моторика.

Способен к волевым  усилиям, может следовать  социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми  и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется  причинно – следственными  связями, пытается самостоятельно придумывать  объяснение явлениям природы и поступкам людей, склонен  наблюдать, экспериментировать».

Формирование этих личностных качеств может осуществляться через любые виды деятельности, образовательные области, программы, формы организации образовательного процесса, если   соблюдены требования к образовательной программе, условиям ее реализации, а содержание и используемые методы  образования соответствуют возрастным и психологическим возможностям детей. В этом отношении ФГОС ДО представляет дошкольным организациям большую свободу выбора программ, форм и способов организации образовательного процесса.

Оценка реализации целевых ориентиров

Ссылаясь на соответствующие пункты ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО не требует проведения диагностики достижения целевых ориентиров:

« 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются  основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.  Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей».  И самое главное:

« Освоение Программы не сопровождается  проведение промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников».

Эти положения очень важны поскольку в прежние годы  диагностика результатов образовательного процесса  получила широкое распространение.

Анализ ФГОС ДО показывает, что в 2013 году система образования получила  принципиально новый документ, который  пересматривает привычные формы  и методы работы с детьми  и меняет ориентиры этой  работы, сосредотачивая внимание педагогов не на объеме усвоенных детьми знаний, а на  формировании у них определенных черт личности.

 

 

 

«Советы для родителей по развитию

поисково – исследовательской активности детей»


Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково – исследовательской активности детей

                                                 Чего нельзя и что нужно делать

Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив,  связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том,  как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.

                  «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

                                                                                                       Ральф У. Эмерсон

 Дружеские  отношения  взрослых  и  детей  в  семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка

Одинаковых семей не существует. В каждой семье традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность – ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба – это отношения равных. А взрослые, воспитывая своих детей, не могут ровнять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.                                                             

Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относятся к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер. (Детей ласкать нельзя – они распускаются.). У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера ребенка. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям. Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: «ты всегда делаешь то, что нельзя». «Ты никогда не делаешь так, как нужно».

Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят: «Ты должен трудиться. Мы же трудимся». Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручения, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающие у сына или дочери чувство личной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах и упрямстве.                                                                                                                                             «Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет, - говорят иные родители. – Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него спрашивать». В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.

 Основой воспитания положительных черт характера ребенка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Как же возникает дружба? Нам часто кажется, что дети еще малы и наших переживаний и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые  формируют нравственность ребенка, важные черты его характера.

Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае – своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы вечером, о своей усталости и попросить его: «Помоги мне, сынок!» Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придется взывать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своем чувстве стыда за совершенную ошибку. Только при доверительном общении взрослого и ребенка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей.

В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.              

                                               А.С. Макаренко.

 

Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.                                  

                                              А.С.Макаренко.

 

Истинная сущность воспитательной работы … заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи,  вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.                                

                                                А.С. Макаренко.

 

  «Что такое авторитет родителей?»                                                               

  Авторитет заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и превознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.

 

                            Авторитет родителей

Приходилось ли вам задумываться над тем, почему мы считаем семью воспитывающим коллективом? В последнее время говорят и пишут о воспитательных возможностях семьи. Проанализируем вместе эти возможности.

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.

Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринужденности, образуют доверительные, спокойные  отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает.

Однако любовь и уважение – не единственное условие семейного воспитания, способствующее образованию авторитета родителей. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, сложились эмоционально – нравственные отношения между всеми членами, многое зависит от личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, забота об успехах своего коллектива, радость трудовым успехам, общественная активность – все это происходит незамеченным для ребенка.

Если у отца или матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей или одного из них выражается обычно в невыполнении ребенком требований взрослого, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребенком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребенок сел на голову». В других семьях складывается противоположный стиль воспитания, когда родители начинают применять физическую силу. Отрицательная сила воздействия такого приема общеизвестна.

Как быть? Заслужить авторитет у детей очень трудно: искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе, навязывая ему свою позицию: «Я – мать», «Я – отец». Такие призывы не получают отклика в душе ребенка.

Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. В процессе труда выявляются отношения друг к другу, к труду, к труду рядом работающего.

Итак, авторитет взрослого зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.

 

 

           ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                              «Авторитет  -  основа воспитания»

1.                Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

2.                Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.

3.                Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

4.                Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

5.                Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

6.                Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца и матери (занятия спортом, рукоделие, коллекционированием и др.).

7.                Детей дошкольного возраста недаром называют «ПОЧЕМУЧКАМИ». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

8.                Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

9.                С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.